Практика

Особенности электронных аукционов

By 27.09.2017 No Comments

Особенности электронных аукционов

В предыдущей публикации мы говорили о том, как решить, стоит ли участвовать в тендерах.

Тем, кто решил, что госзакупки ему интересны, необходимо знать порядок участия в электронных аукционах, так как это самый распространённый вид тендеров.

Итак, первым делом необходимо сделать ЭЦП (электронную цифровую подпись). В зависимости от площадок, на которых проходят тендеры по вашему направлению, ЭЦП может быть разная.

Необходимый минимум – это ЭЦП для работы на федеральных площадках.

На данный момент их официально шесть, но действуют только пять: Сбербанк-АСТ, Единая электронная торговая площадка, РТС, Национальная электронная площадка, Общероссийская система электронной торговли, Всероссийская универсальная торговая площадка.

Срок изготовления ЭЦП в зависимости от компании, в которой её покупаете, составляет от 30 минут до 5 рабочих дней.

После того, как у вас появилась ЭЦП, можно приступить к получению аккредитации на федеральных торговых площадках. Заявку на аккредитацию можно подать самостоятельно. Для этого необходимо зайти на каждую площадку, изучить правила подачи заявки, собрать пакет документов и отправить на рассмотрение. Процесс рассмотрения заявки занимает до пяти рабочих дней при правильном её заполнении. Есть услуга по ускоренной аккредитации в день подачи заявки, но за это придётся заплатить, причём каждой из пяти площадок.

Отправив заявки на аккредитацию, нужно, не дожидаясь результата, искать свои тендеры. Как это можно сделать? Есть три варианта.

Первый – бесплатный, это

поиск в единой информационной системе (ЕИС), где аккумулируется информация обо всех закупках с пяти площадок.

Этот способ сэкономит деньги, но потребует очень много времени.

Второй – приобрести

доступ к одной из поисковых систем, которых сейчас очень много.

Этот путь потребует финансовых вложений, но позволит сэкономить время на сам поиск.

Третий – делегировать поиск специализированной компании. Этот способ тоже затратен, но позволит сэкономить очень много вашего времени.

Как только вы нашли интересный по первичным признакам (цена и наименование) тендер, необходимо тщательно изучить его документацию. Этот этап очень ответственный, так как от него зависит правильность принятия решения, участвовать или нет.

Итак, на что нужно смотреть в первую очередь. Первым делом смотрим техническое задание и определяем, сможете вы его исполнить или нет.

Обязательно смотрим на сроки исполнения, так как они бывают умышленно занижены.

Также смотрим на требования к качественным характеристикам товара, по которым сразу видно, какой товар необходим заказчику и есть ли «свой» поставщик.

Изучив техническое задание, внимательно читаем проект контракта. Обращаем внимание на штрафные санкции, условия оплаты, размер и условия возврата обеспечения исполнения контракта (5-30% от начальной цены тендера), условия приёмки работы и перечень закрывающих документов.

Просчитываем свою прибыль и принимаем решение, подавать заявку или искать другой тендер.

В случае положительного решения, смотрим срок окончания подачи заявок. Обязательно за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок переводим на площадку обеспечение заявки, оно может быть от 0,5 до 5% от начальной цены тендера.

После проведения аукциона площадка разморозит деньги, и их можно будет вернуть на свой счёт.

Начинаем готовить заявку в соответствии с инструкцией заказчика. Заявка состоит из двух частей.

Первая часть заявки содержит согласие и, при необходимости, указание качественных характеристик товара в соответствии с требованиями документации.

Вторая часть заявки содержит информацию об участнике в соответствии с требованиями документации тендера. Если допустить ошибку в первой части заявки, заказчик не допустит до самого аукциона. А если ошибиться во второй части, то в случае победы в аукционе заказчик отклонит заявку и победа перейдёт к следующему по цене участнику.

Отдельно нужно выделить такие инструменты, как запрос на разъяснение документации и жалоба в ФАС. Первый применяется для уточнения неточностей в требованиях. Второй – для борьбы

с незаконными действиями заказчика, например необоснованным отклонением заявки или отказом исправить ошибки в документации.

Как только заявку вы подготовили, и деньги для обеспечения заявки пришли на электронную площадку, можно подавать заявку на участие в тендере. Для этого заходим с помощью ЭЦП на площадку, на которой проводится тендер. Находим нужный тендер и нажимаем «подать заявку». Вам потребуется прикрепить соответствующие документы в разделе «Первая часть заявки» и «Вторая часть заявки». Прикрепив все документы, проверяем комплектность своей заявки и подаём её, подписав ЭЦП. Теперь ждём рассмотрения первых частей, после чего заявку либо допустят до аукциона, либо отклонят.

Получив допуск по первой части заявки, в назначенное время проведения аукциона заходим на электронную площадку с помощью ЭЦП. Правила проведения аукциона простые, нужно знать несколько принципов.

Во-первых, шаг аукциона можно выбирать самостоятельно в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены тендера. Например, в тендере на 10 000 000 руб. шаг аукциона может составлять от 50 000 до 500 000 руб.

Во-вторых,

после подачи ценового предложения начинается отсчёт 10 минут, и если за это время никто не перебил последнее предложение, то аукцион переходит на этап допподач.

На этапе допподач каждый участник может подать ценовое предложение, равное или больше предложения победителя. Зачем этот делать? Всё просто: победителя могут отклонить по второй части заявки, и тогда победа перейдёт к участнику, предложение которого стоит следующим за победителем. Важно не проспать момент подачи ценового предложения.

Победив в аукционе и благополучно пройдя рассмотрение второй части заявки, вы выходите победителем. С одной стороны, кажется, что осталось всего-то подписать контракт, но не стоит расслабляться. Прежде чем подписать контракт, необходимо перевести на счёт заказчика обеспечение исполнения контракта или оформить банковскую гарантию.

После публикации заказчиком заполненного контракта нужно его скачать с площадки и внимательно изучить. В том случае, если заказчик допустил ошибки при заполнении контракта, необходимо написать заказчику протокол разногласий. На основании данного протокола заказчик исправляет ошибки в контракте. Затем, проверив контракт, можно его подписывать, приложив скан платёжного поручения о переводе обеспечения исполнения контракта на счёт заказчика.

Какие есть риски на данном этапе?

Во-первых, подписание контракта победителем аукциона в срок более 13 дней с момента признания участника победителем.

Во-вторых, ошибка в сумме обеспечения исполнения контракта. Ошибка может быть из-за невнимательности или из-за незнания закона. В случае понижения цены на 25% и более, обеспечение увеличивается в полтора раза.

Чем рискует победитель, допустив одну из этих ошибок? Занесением в реестр недобросовестных пользователей (РНП) на два года. Причём

в «чёрный список» заносятся данные не только о компании, но и об учредителях и директоре.

После чего об участии в тендерах можно забыть на два года.

Ну и последний и, пожалуй, самый ответственный момент – это исполнение контракта. Неопытные участники при исполнении контракта совершают ряд типичных ошибок. Как правило, это связано с тем, что они не знают своих прав и обязанностей заказчика. Ну а заказчики часто этим пользуются и получают бонусы, например, в виде дополнительных работ, которые не оплачиваются.

В следующей публикации подробно поговорим о том, как правильно подать заявку на аккредитацию, чтобы электронная площадка не отклонила ее.

Leave a Reply